Как воспитать ответственность у ребёнка?
Формирование ответственности — важный этап взросления. Ребёнок должен понимать, что социальная и правовая ответственность касаются его напрямую, а за нарушение правил и законов последуют санкции.
‣ Давайте ребёнку задания. Объясните, что нужно делать, как именно и для чего, а также что будет, если этого не сделать, но без нравоучений. Начните с небольших поручений. Например, предложите ребёнку поливать цветок, покажите, как именно должен происходить полив и с какой периодичностью, объясните, что цветок погибнет без полива. Со временем можно установить зоны ответственности. Например, ребёнок будет ответственен за ежедневный полив цветов во всём доме.
‣ Научите ребёнка правильно планировать и организовывать время.
‣ Поощряйте инициативы.
‣ Хвалите за успехи и достижения. Это поможет ребёнку чувствовать себя увереннее и развиваться, нести ответственность не только за домашние дела, но и за хобби, спорт и учёбу. Поддерживайте ребёнка в случае провала. Не сравнивайте его с другими — ваш ребёнок уникален.
‣ Позволяйте самостоятельно решать проблемы. Не вмешивайтесь, если ребёнок сможет решить возникшую проблему сам, даже если с вашей помощью вопрос решится быстрее.
‣ Обсуждайте последствия поступков ребёнка.
‣ Вводите санкции за безответственное поведение.
‣ Формируйте основы правосознания и правовой культуры. Без запугивания, но чётко. Ребёнок должен понять, что у шалостей есть границы и что серьёзные последствия лягут на его плечи.
Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков:
‣ обратите внимание на уровень доверия между вами и удовлетворённость потребностей ребёнка. Гиперконтроль так же опасен для психического здоровья детей, как и игнорирование;
‣ расскажите о правилах безопасного поведения в Интернете и личных контактах;
‣ присмотритесь к окружению ребёнка, его активности в Интернете, проверьте, не выполняет ли ребёнок задания, которые получил в социальных сетях;
‣ обратите внимание на уровень самооценки ребёнка, наличие кризисных состояний (тревоги, агрессии и т.д.);
‣ интересуйтесь делами и увлечениями вашего ребёнка;
‣ учите детей критически мыслить;
‣ показывайте пример уважительного отношения к окружающим и самому себе;
‣ учите детей ответственности;
‣ поддерживайте ребёнка в его начинаниях, сочувствуйте при неудачах;
‣ формируйте у детей мотивацию к учёбе, достижениям и самосовершенствованию;
‣ привлекайте детей к совместному труду и конструктивному досугу;
‣ оградите ребёнка от участия в конфликтах взрослых;
‣ помогите ребёнку выработать негативное отношение к деструктивным действиям окружающих;
‣ будьте в курсе молодёжных трендов, субкультур, новых аббревиатур и значения татуировок, так вы сможете быстро понять, тяготеет ли ребёнок к деструктивным организациям;
‣ дайте ребёнку личное пространство;
‣ следите за чувствами и состоянием ребёнка;
‣ если ребёнку требуется помощь психолога, не затягивайте с обращением к специалисту.
Желаем всем семьям благополучия и гармонии!
Общение — это основа социального взаимодействия. Для успешной коммуникации необходимо соблюдать культуру общения:
‣ относитесь к собеседнику уважительно, сдержанно, вежливо, бережно обращайтесь со словами, чтобы не ранить собеседника; помните, что в общении важно соблюдать права и свободы человека;
‣ выражайтесь ясно и будьте готовы слушать человека, понимать, оценивать и принимать его суждения; помните, что не все идеи собеседников стоит принимать безоговорочно, если вас подталкивают к совершению преступлений или опасных действий, прекратите общение, сообщите об этом человеке родителям (законным представителям) и правоохранительным органам, не будет лишним изучить законодательство и способы сдерживания речевых манипуляций;
‣ помните, что конфликтные ситуации стоит предупредить, избегайте речевой агрессии, насилия и общения с позиции силы и страха, нецензурной брани в речи.
Если вы замечаете за собой или своими близкими агрессивное или другое деструктивное поведение, если вы стали жертвой деструктивного поведения других, советуем обратиться за помощью к квалифицированным психологам.
Давайте будем вежливыми и дружелюбными друг к другу!